Суббота, 21.04.2018, 18:35Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Календарь новостей

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Информация о музее

 

 

 

 

 

 

 Школьные геоэкологические исследования

 Руководитель: Кузьмин Михаил Анатольевич
 


Геоэкология

Интенсивные геологические исследования привели к возникновению новой научно-практической ветви - геоэкологии.

Человечество пришло к осознанию того, что природные объекты представляют собой часть Общечеловеческого Культурного Наследия. Однако, если практика охраны живой природы имеет относительно длительную историю, то понимание того, что объекты "неживой" природы также нуждаются в бережном отношении, пришло лишь в последние десятилетия.

Геологические памятники природы являются специфическими объектами природного наследия, которые, по сути, создают музеи под открытым небом, представляют большую научную, познавательную и образовательную ценность.

Геологические памятники природы представлены причудливыми выходами горных пород, редкими минералами и их ассоциациями, структурами земной коры, пещерами и другими объектами, в которых в концентрированном виде запечатлена "каменная летопись" Земли - фиксированы свидетельства геологических процессов в истории нашей планеты от современности до ретроспективы на миллионы и миллиарды лет.

Эти памятники являются уникальной фактографической базой для обоснования различных теорий и гипотез о происхождении Земли, ее твердой оболочки, внутреннего строения, формирования материков и океанов, о космическом взаимодействии и взаимосвязях Земли и других небесных тел солнечной системы.

И поэтому одним из объектов наших экспедиций является метеоритное озеро Смердячье, расположенное в Шатурском районе. Это единственное вблизи крупного мегаполиса доказанное метеоритное озеро. После многократного посещения этого памятника природы участники нашего экологоэкспедиционного отряда выступили с предложением присвоить кратерам Шатурского района природного памятника геоморфологического типа регионального значения, устроить в Шатурском районе Музей метеоритных кратеров, экспозиция которого должна включать:

1.    План кратерного поля

2.    Чертежи, схемы, снимки, картины, поясняющие строение кратеров группы, способ их образования

3.    Изображение метеоритных кратеров России из других стран

4.    Типичные образцы метеоритов

С этой же геологической задачей мы посетили уникальное соленое озеро Баскунчак (Астраханская область), которое в наши дни находится под большой угрозой промышленного загрязнения. Именно поэтому кружковцы пытаются обратить внимание общественности на эту проблему.

Ведь даже частичная утрата памятников Природного наследия становится невосполнимой, поскольку никакие способы "селекции" не в состоянии воссоздать геологические условия и процессы прошлого, имевшие исключительную длительность по времени и громадные масштабы.


 

Школьный геологический музей

 

 

 

 

Минералы. Древние и молодые, близкие и загадочные, они определяют судьбы людей с начала времен и до наших дней. Они не мертвые камни. Многие из них хранят в себе память о прошлой жизни. Ажурные кораллы созданы трудом миллионов миниатюрных полипов, обитателей океанских глубин. Янтарь - это окаменевшая смола ископаемых деревьев, а чудесные жемчужины выращены в своих раковинах морскими и речными моллюсками.

Царство минералов бесконечно разнообразно и полно тайн. Исследование этого мира во все времена требовало от увлеченных им людей упорного самоотверженного труда, давая взамен ни с чем не сравнимый восторг познания нового. Проявлением благородства этих людей является желание представить свою коллекцию миру, и помочь каждому желающему ознакомиться с ней. Так создаются настоящие музеи.

Одним из таких заповедных уголков является музей созданный Михаилом Анатольевичем 13 лет назад.  

 
Редкость?

Школьные музеи естественнонаучного профиля, подобные этому - исключительная редкость в современной системе образования. Относительно музеев геологического профиля, создаваемых при школах, можно смело сказать, что за последние 10 лет в России известно всего несколько случаев создания сколь значимых коллекций этого направления.

Объясняется это, во-первых, трудностями работы с природным материалом (минералами, рудами, породами, палеонтологическими экспонатами) с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся. При изучении данных объектов природы недостаточно только «книжных» знаний, поскольку геология - это область практической деятельности, связанной с полевой работой: поездками, экспедициями, сбором экспонатов, что требует владения специфическими умениями и навыками. А во-вторых, даже специалисты-геологи, вулка­нологи и минералоги в наши дни из-за недостатка финансирования сворачивают свои эк­спедиции и не могут собрать необхо­димый для научных исследований ма­териал.

 Однако в обычной москов­ской школе на общественных началах небольшие группы школьников под ру­ководством своего учителя-энтузиаста находят возможность делать поездки и экспедиции в самые отдаленные и труднодоступные районы нашей страны.

 

А камни есть?

Вся экспозиция музея занимает большой класс и располагается в застекленных витринах Музей поражает богатством, подчас уникальностью экспонатов и их красотой. Но главным достоинством музея является высокий профессионализм организации экспозиции.

Система группи­ровки всех образцов основана на высших признаках и некоторых физических свойствах ископаемых. Все экспонаты расположены в сис­тематическом порядке в зависимости от условий происхождения, химическо­го состава, цвета и т.д.

Наиболее полно представлены два раздела:

·    Исторической геологии

·    Минералогии и петрографии

 

 

Раздел исторической геологии знакомит посетителей с геохронологической шкалой, продолжительностью отдельных периодов и особенностями каждого из них, ролью в геологической истории Земли с древних времен до наших дней. Реконструкции пейзажей главных эпох сопровождаются экспозицией ископаемых остатков фауны, наглядно показывающих постепенное усложнение форм жизни на Земле в течение последних 600 млн.л. Наиболее полно охарактеризованы головоногие моллюски. Экспозицию завершает карта полезных ископаемых России и карта четвертичных отложений России. Она имеет особо большое значение для преподавания курса экологии

Раздел, посвященный минералогии и петрографии, наиболее богат экспонатами и занимает большую часть экспозиции. Здесь собрана богатая коллекция пород, руд и минералов, дающая достаточно полное представление о разнообразии геологических процессов. Большим достижением создателей музея является профессионально грамотное расположение многочисленных экспонатов. Они не просто демонстрируют красоту и разнообразие творений природы, а характеризуют основные процессы: осадконакопление, вулканизм, разнообразные и разнотемпературные метаморфические и гидротермальные процессы.

 

 

И это интересно ученикам?

В последние годы стал заметно падать интерес к геологичес­ким профессиям. Интерес, который когда-то привлекал учащихся романтикой пу­тешествий, стремлением к неизведан­ному, дальними поездкам в далекие страны и континенты, угасает. Это, по-видимому, объясняется со­здавшимися неблагоприятными в том числе и экономическими услови­ями в стране.

Современный школьник очень мало знает о необыкновенной профессии геолога, но от этого сама работа не становиться менее интересной – об этом свидетельствует статистика. Более 200 учеников Михаила Анатольевича, не только знакомы с музеем по экскурсиям, они принимали участие в экспедициях, где имели возможность производить сбор экспонатов для коллекций музея, получать разные и в том числе профессиональные навыки. Школьники вместе со своим учителем побывали в самых разных райо­нах - на Кольском полуострове, на Курской магнитной аномалии, на Тамани, в Крыму, на Урале, Украине, Кавказе, Карелии, и др.

   Ребят привлекали сама красивая и иногда суровая природа, древние исторические памятники, каменоломни и карьеры. Они собрали много красивых, а иногда и редких минералов – вивианита, бирита и др. Видели удивительные явления – грязевые вулканы. Но после поездок энтузиазм не убывает, ведь есть приятные воспоминания  и они накладываются на учебный процесс. Школьники начинают делать рефераты и сообщения, задумываются над вопрос: «А что если бы всего этого не было?», «Каковы экологические проблемы районов России?» и самое важное «Как каждый может помочь природе?». Затем многие из них выберут ВУЗы геологического и географического профиля. На геологический факультет МГУ, в Московскую геологоразведочную академию, в Горный институт ежегодно поступает от 4 до 8 человек Центра образования №170.

 
А музей разве всем нравится?

Практически каждый ученик школы знает о его существовании и может,

 

независимо от возраста, найти себе в нем занятие по душе и способностям и соответственно получить представление о профессиональной деятельности геолога.

Музей делает учебный процесс интересным, занимательным, учит детей любить и защищать красоту природы и расширяют их кругозор. Трудно переоценить нравственное и педагогическое значение этого музея в деле воспитания молодежи. Прикосновение к живой природе, общение с ее красотами вызывает у учеников чувство гордости за свою Родину, любовь к ней. Необыкновенная красота минералов воспитывает чувство прекрасного, способствует эстетическому воспитанию молодых людей. Велико значение музея и как одного из способов влияния на школьников, относящихся к «группе риска», они постепенно отходят от улицы и основную часть времени проводят в школьном музее.

 Известно, что экспедиции особенно в сложных природных условиях являются прекрасной школой выживания и готовят молодежь к службе в армии.

При изучении раздела «Литосфе­ра» учащиеся знакомятся с главны­ми типами горных пород и породо­образующими минералами, старшеклассники дополняют свои знания информацией о химическом соста­ве и физических свойствах минералов. При изучении природных ресур­сов России и мира они знакомятся с различными полезными ископае­мыми, с их размещением на поверх­ности, в глубинах Земли и на дне океана.

 
О, призы!

Среди наград музея - дипломы и грамоты городских и общероссий­ских научных конференций «Мое Отечество» в номинации «Школь­ный геологический музей - старто­вая площадка к профессии геоло­га», конкурса проектных и исследо­вательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе» в номинациях «Геоло­гические памятники Подмосковья», «Грязевые вулканы Северной Куба­ни и Таманского полуострова» и некоторые другие.

 

 Успеха в развитии!

Михаил Анатольевич постоянно расширяет музей новыми экспонатами. В настоящее время идет подготовка к созданию нового раздела, который будет отражать основные процессы геодинамики с позиции тектоники литосферных плит. На наглядных плакатах будет показана история создания и распада континентов, история раскрытия и

закрытия океанов.

Второй важнейший этап развития музея стал возможен благодаря созданию общей базы данных минералов. Теперь идет создание Интернет библиотеки музея. На этом сайте будут представлены все минералы коллекции, их химические, физические, визуальные характеристики, познавательные статьи, истории открытия минералов. Также сказано о людях нашедших минерал, районе, в котором этот он был обнаружен. Будут доступны интерактивные спутниковые карты и конечно простые фотографии местности. Сайт создается по стандартам web 2.0. Это означает мощнейший социальный аспект портала. И самое важное, что на нем будут даже видео экскурсии по музею!



Визитная карточка
Москва, улица
Профсоюзная, дом 96Б
Телефон: 336-75-77

 

 

 

Copyright MyCorp © 2018 | Создать бесплатный сайт с uCoz